Институт развития образования и повышения квалификации педагогических кадров
ОБ ИТОГАХ РАБОТЫ МОГАУ ДПО «ИПК ПК» ПО ПОВЫШЕНИЮ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ ПО ВОПРОСАМ ВВЕДЕНИЯ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ НОО
+7(4132) 62-30-13
685000, г. Магадан, ул. Якутская, д. 67 Б
9:00-17:30

ОБ ИТОГАХ РАБОТЫ МОГАУ ДПО «ИПК ПК» ПО ПОВЫШЕНИЮ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ ПО ВОПРОСАМ ВВЕДЕНИЯ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ НОО

 Об итогах работы МОГАУ ДПО «ИПК ПК» по повышению квалификации педагогических кадров Магаданской области по вопросам введения ФГОС второго поколения НОО

Введение федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) заставляет всех нас по-новому подойти к организации учебного процесса в 1-4 классах. 

Обсуждение проблем, связанных с внедрением требований ФГОС второго поколения в начальной школе нашего региона, получило широкий общественный резонанс, когда 20 апреля 2011 года институт повышения квалификации педагогических кадров разместил на сайте Департамента образования Магаданской области следующие вопросы:

1. Как вы считаете, возможна ли организация внеурочной деятельности учащихся на базе образовательного учреждения в соответствии с требованиями новых стандартов?
2. Насколько рационально включение в стандарт требований материально-технического обеспечения образовательного процесса, нацеленных на существенные повышения технической оснащенности ОУ?
3. В чем вы видите проблемы повышения квалификации педагогических кадров различных категорий (по уровню педагогического стажа, квалификации и т. д.) для введения ФГОС второго поколения?
4. Насколько значимо и обязательно психолого-педагогическое сопровождение ФГОСа?
5. Как необходимо стимулировать разработку основной образовательной программы в рамках ФГОС?
От педагогической, родительской общественности, а также от всех заинтересованных сторон было получено большое количество откликов, суждений по данным вопросам. В целом высказано негативное отношение к введению ФГОС в начальной школе. Речь шла о том, что в первую очередь введение и реализация ФГОС второго поколения должна осуществляться в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ), а только потом в образовательных учреждениях начального звена общей школы. Педагогическое сообщество и общественность оказались неготовыми ни психологически, ни профессионально к введению стандартов второго поколения. Новая школа требует нового учителя, которого в условиях модернизации начального образования необходимо оснастить современными теоретическими знаниями и практическими умениями и навыками. 
В этих условиях большое значение приобретает работа по повышению квалификации учителей начальных классов, которая была организована ИПК ПК в тесном сотрудничестве с Департаментом образования администрации области, муниципальными органами управления образованием районов и г. Магадана, городским методическим кабинетом, образовательными учреждениями.
На подготовительном этапе в соответствии с планом, утвержденным ДОАМО, дважды, в январе и июле 2010 года, команда из области, состоящая из работников института, методического кабинета, руководителей и учителей пилотных школ г. Магадана, прошла повышение квалификации на базе Московской академии развития образования. 
Вторым шагом стала организационная работа по созданию областной экспериментальной площадки по введению ФГОС НОО в 7 пилотных школах области, шесть из которых находятся в г. Магадане и 1 в Тенькинском районе. В августе 2010 был проведен семинар «Введение ФГОС второго поколения начального общего образования» для участников экспериментальных площадок, в котором приняли участие 28 учителей начальных классов, руководители и зам. директоры ОУ. Была составлена дорожная карта по подготовке ОУ к введению ФГОС начального общего образования. В течение 2010 года для участников пилотных школ специалисты ИПК проводили консультации, давали методические рекомендации по вопросам разработки основной образовательной программы начального общего образования, организации введения ФГОС в начальной школе. 
Организация работы пилотных школ явилась одним из элементов подготовительной работы к массовому повышению квалификации педагогических работников по введению ФГОС начального образования. Опыт внедрения новых стандартов по различным направлениям, накопленный пилотными школами, затем транслировался слушателям курсов по введению ФГОС НОО.
В учебную программу месячных курсов учителей начальных классов было включено изучение стандарта второго поколения НОО, разработаны модульные программы соответствующей тематики. 
При планировании курсовой подготовки по введению новых стандартов институтом учитывались запросы педагогов. Обучение шло как на базе института, так и за его пределами (на базе образовательных учреждений). Обучение ориентировано на использование активных методов и форм работы: интерактивных лекций, дискуссий, педагогических тренингов, деловых игр, практических занятий, семинаров (научно-практических, теоретических) с использованием информационных технологий и др.
Результаты вышеупомянутой работы следующие. В 1 полугодии 2011 года базе Магаданского областного института повышения квалификации педагогических кадров в связи с введением ФГОС в начальной школе были проведены следующие мероприятия: 4 модульных курса «Введение ФГОС второго поколения начального общего образования» (объем модуля 36 часов) – обучено 85 чел; месячные курсы повышения квалификации учителей начальных классов по изучению учебного материала, связанного с введением ФГОС (объем программы 108 часов) - обучено 42 чел; модульные курсы «Проектирование образовательного пространства в условиях введения и реализации ФГОС НОО» с приглашением преподавателей Хабаровского института развития образования (объем модуля 17 часов) – обучено 105 чел. 
Специальный модуль в объеме 48 часов был составлен для учителей, преподающих в малокомплектных школах. В его программе было уделено внимание современным требованиям к условиям организации учебного процесса в малокомплектной школе: прежде всего использованию ИКТ в структуре учебного процесса в малокомплектной начальной школе. Особый интерес у слушателей вызвало практическое занятие по информатике на базе МОУ «Гимназия № 24», которое включало в себя знакомство с актуальным опытом педагогов по использованию ИКТ в начальной школе. Были проведены открытые уроки, подготовлена выставка литературы по данной теме. 
Помимо традиционных форм использовались современные дистанционные методики: в феврале 2011 года учителя начальных классов приняли участие в вебинаре «Реализация ФГОС НОО средствами образовательной системы «Школа – 2100», проведенного Академией повышения квалификации и развития образования (АПК и ППРО) совместно с издательством «Баласс». 
Во 2-ом полугодии проведены модули «Профессиональная компетентность учителя начальных классов в условиях реализации ФГОС второго поколения», «Методика использования педагогом средств и ресурсов информационной образовательной среды начального образования». 
По окончании всех курсовых мероприятий слушателям были даны методические рекомендации, учебно-методические пособия, презентации лекций и практических занятий, фото, документы как в электронном, так и в бумажном вариантах. 
О востребованности предложенной системы подготовки свидетельствует тот факт, что 5 мероприятий были изначально не запланированы, прошли сверх плана. Всего в течение 2011 года обучено 262 учителя начальных классов, руководителя и их заместителей. Из них прошли обучение 98 % учителей первых классов. Повысили квалификацию руководители, зам. руководителей по начальному обучению в количестве 84 чел. Из числа педагогов города Магадана обучено 158 чел. Из числа педагогов из районов Магаданской области – 104 чел, из которых 8 чел. - учителя малокомплектных начальных школ. 
Аналогичная работа проводится с работниками дошкольных образовательных учреждения по подготовке их к работе в условиях введения федеральных государственных требований и преподавателями учреждений начального профессионального образования по введению стандартов третьего поколения.
С целью анализа усвоения учащимися начальной школы новых образовательных программ в начале 2011-2012 уч. г. было проведено комплексное мониторинговое исследование результатов образовательного процесса и эффективности инноваций в классах пилотных школ. Была составлена комплексная итоговая проверочная работа для каждого первоклассника (280 работ) с целью выявить и оценить как уровень сформированности важнейших предметных аспектов обучения, так и компетентность ребенка в решении разнообразных программ. 
Результаты мониторинга следующие: с заданиями базового уровня сложности справилось 97% учащихся, повышенного уровня сложности – 68% учащихся.
Можно констатировать, что в целом учителя начальных школ Магаданской области готовы к реализации деятельностного подхода в обучении:
-охват развивающим обучением составляет более 60%;
- обучение учителей малокомплектных школ около 50%;
- повышение квалификации заместителями руководителей образовательных учреждений по начальному обучению - 60% ;
- из числа учителей будущих первоклассников прошли обучение 98%.
Таким образом, вся работа методистов ИПК ПК была направлена на формирование нового типа учителя. Считаем, что работа по новым стандартам предоставляет учителям возможность применять на практике нестандартные приемы и методы работы для формирования всесторонней развитой личности, успешно адаптирующейся в изменяющихся условиях современного общества.
Мы понимаем также, что работа по подготовке современного учителя новой школы должна иметь непрерывный характер. Для распространения накопленного педагогического опыта ИПК ПК проведены следующие мероприятия: 
1. В июне 2011 года опубликован сборник нормативно-правовых документов с пояснительными записками (с региональными пояснениями): «Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования».
2. В августе 2011 года на августовском педагогическом совещании в ходе работы одной из площадок были рассмотрены вопросы по проведению в жизнь требований новых государственных стандартов. 
3. ИПК ПК был издан «Вестник образования» № 13, практически посвященный введению ФГОС НОО, в состав которого вошли статьи, подготовленные педагогами пилотных школ, методические рекомендации специалистов института на тему «Введение федеральных государственных образовательных стандартов в начальной школе». 
Особое внимание в сборнике уделено проблемам, с которыми столкнулись участники эксперимента: 
• Трудности в разработке образовательной программы в рамках введения ФГОС второго поколения начального общего образования.
• В организации внеурочной деятельности учащихся начальной школе в рамках государственных образовательных стандартов второго поколения.
• Определены проблемы с системным формированием универсальных учебных действий как компонента в учебной и внеучебной деятельности, сложности с освоением современных технологий обучения для достижения результатов образования.
• Трудности в системе оценки достижения планируемых результатов освоения ООП НОО.
Вместе с тем, несмотря на интенсивную работу в течение последнего года, повышение квалификации по введению ФГОС НОО проходило напряженно в связи с поздним началом этой работы из-за отсутствия доступных материалов по организации образовательного процесса в условиях внедрения ФГОС НОО. 
Учитывая недостатки по организации работы по повышению квалификации учителей первой ступени образования, институтом на 2012 год запланированы следующие мероприятия по введению ФГОС ООО: 
1. Курсовые мероприятия в форме 2-х месячных курсов (в объеме 108 ч. каждый), 4-х модульных курса (объемом 36 ч. каждый) с привлечением преподавателей СВГУ: Лебединцевой В.А., Корсуна Р.П., Бурковой Т.В., Панковой В.А., Ким Л.М., Гариповой И.О., а также специалистов из Москвы, Хабаровска и других регионов.
2. Организация экспериментальной площадки «Механизмы реализации ФГОС и ФГТ на основе деятельностного метода Л.Г. Петерсон с позиции непрерывного образовательного процесса на ступенях ДОУ – начальная школа - средняя школа» на базе МБ ДОУ №1 и МБОУ «Гимназия № 30».
3. Продолжить индивидуальные консультации по вопросам реализации ФГОС НОО для педагогов районов области.
4. Продолжение издательской деятельности в специализированных педагогических изданиях ИПК ПК, города Магадана, Магаданской области.