Институт развития образования и повышения квалификации педагогических кадров
О РАБОТЕ ИПК ПК ПО ВНЕДРЕНИЮ ФГОС В 2013 ГОДУ
+7(4132) 62-30-13
685000, г. Магадан, ул. Якутская, д. 67 Б
9:00-17:30

О РАБОТЕ ИПК ПК ПО ВНЕДРЕНИЮ ФГОС В 2013 ГОДУ

 О работе ИПК ПК по внедрению ФГОС в 2013 году
(выступление ректора А. И. Радовской на Ученом Совете 27.12.2013 г.)

1. Итоги работы (краткие) по повышению квалификации педагогических работников в условиях введения ФГОС разных уровней образования.
В рамках модернизации региональной системы образования самое пристальное внимание уделяется вопросам введения ФГОС общего образования нового поколения. План повышения квалификации работников образования на 2012 и 2013 годы полностью подчинен выполнению данной задачи, предусматривает как традиционные формы проведения курсовых мероприятий (месячные курсы, проблемные семинары) в соответствии с требованиями новых федеральных государственных образовательных стандартов, так и мероприятия в рамках накопительной системы. Большое внимание в программе повышения квалификации уделено ИКТ, без знания которых невозможна модернизация общего образования. По сравнению с 2012 годом отмечается увеличение количества проведенных курсовых мероприятий для работы по ФГОС: в 2012 г. их прошло 29; в 2013 г. – уже 40.

Сведения о количестве руководителей и учителей ОУ, в 2013 году прошедших в различных формах повышение квалификации для работы по ФГОС общего образования в ИПК ПК, представлены в таблице:
Уровень образования Общее количество прошедших повышение квалификации Из них
Учителя ОО Руководители ОО
Начальное общее образование 169 163 6
Основное и среднее образование 290 174 116
Итого: 459 337 122

А) ФГОС начального общего образования 
В 2013 году продолжается углубленное изучение современных методик преподавания по новым государственным стандартам в начальной школе. 
Первый опыт внедрения новых стандартов НОО по различным направлениям был получен при организации работы пилотных школ в 2010-11 уч. году. Затем в учебную программу месячных курсов учителей начальных классов было включено изучение стандарта второго поколения НОО, разработаны модульные программы соответствующей тематики. При планировании курсовой подготовки по введению новых стандартов НОО институтом учитывались запросы педагогов. Обучение шло как на базе института, так и за его пределами (на базе образовательных учреждений). 
При повышении квалификации педагогических кадров применяются следующие формы обучения:
-лекционно-семинарские, направленные на освоение теоретических положений программы повышения квалификации. Эффективность данной формы проверена многолетней практикой обучения. Такие формы работы с педагогами вполне уместны тогда, когда необходимо, например, ознакомить педагогов с логикой разворачивания предметного содержания, с основами деятельностной педагогики, с возрастными особенностями развития ребенка на разных этапах, структурой и др. Однако для преобразования системы отношения к обучению и к учащемуся этих форм работы с педагогами недостаточно. При лекционной форме обучения трудно показать, как меняются способы организации педагогической деятельности. Для реализации деятельностного подхода в обучении более всего подходят активные формы занятий: тренинг-семинары, мастер-классы, круглые столы, деловые игры и практикумы. 
- во время семинаров-тренингов педагоги пилотных школ через открытые уроки и занятия по внеурочной деятельности транслируют свой опыт, наработки, достижения по теме реализации ФГОС второго поколения в начальной школе. По окончании семинаров под руководством методиста проводится подробный анализ, самоанализ уроков и занятий, учителя поднимают наиболее важные проблемы по внедрению системно-деятельностного подхода в обучении младших школьников. 
Например, в течение 2013 года на базе образовательных учреждений г. Магадана проведено 4 однодневных семинара по НОО: 
1. МБОУ «Лицей №1 им. Н.К.Крупской» г. Магадана «Реализация ФГОС второго поколения на уроках в начальной школе»:
- урочная деятельность: Алексеенко И.В., Миллер М.А., Демьянцева А.В.;
- внеурочная деятельность: Майорова Ю.В., Истомина М.Б., Кузнецова С.М..
2. МБОУ «Гимназия №30» «Урочная и внеурочная деятельность младших школьников в условиях внедрения ФГОС второго поколения»: 
- урочная деятельность: Юдкина О.Б., Сучкова Е.А., Шапран И.А., Ковальчук Н.А.;
- мастер-класс: Юдкина О.Б.
3.МАОУ «Лицей ЭБ» «Системно-деятельностный подход в действии»:
- урочная деятельность: Чижикова Н.Н., Полосухина Ю.В., Антонова И.Ю.;
- внеурочная деятельность: Колесникова О.Н.
4. МАОУ «Гимназия № 24» г. Магадана «Системно-деятельностный подход в обучении младших школьников»:
- урочная деятельность: Арефьева Е.В., Сидоренко Т.Д.;
- мастер-класс: Чиркова И.С.;
- занятие по внеурочной деятельности по спецкурсу «Основы православной культуры» провела Севастьянова О.А..
Одной из наиболее эффективных форм организации повышения квалификации учителя считают свое участие в проектировании и представлении совместных проектов уроков. Проект урока слушателями должен быть разработан с учетом основных принципов системно-деятельностного подхода, в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения, быть прогностичным и в идеале предвидеть все возможные сценарии развития событий, его этапы всесторонне проработаны, учтены возможные позиции, повороты на уроке. Такие занятия помогут учителям начальной школы понять, ка¬кими могут быть уроки в системно-деятельностном подходе в рамках разного предметного содержания, выявить особенности и принципы та¬ких уроков, что в дальнейшем поможет на практике самостоятельно вы¬страивать свои уроки по разным предметам первой ступени образо¬вания.
Очень важна диагностика успешности внедрения стандарта второго поколения в начальной школе. Поэтому ежегодно по приказу департамента образования Магаданской области проводится итоговый контрольный мониторинг учебных достижений учащихся общеобразовательных учреждений, внедряющих Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения. ИПК ПК разрабатывает контрольно-измерительные материалы в 4-х вариантах (по уровню сложности материала). Так, в апреле 2013 года подготовлен и проведен мониторинг учебных достижений обучающихся 3-х классов в форме комплексной проверочной работы по учебным предметам «русский язык», «математика», «литературное чтение», «окружающий мир» в «пилотных» общеобразовательных учреждениях г. Магадана и Тенькинского района по ФГОС НОО. Задания позволяют установить уровень владения третьеклассниками основными общеучебными умениями, позволяющими успешно продвигаться в освоении учебного материала, проследить динамику формирования основных предметных навыков, имеющих большое значение для дальнейшего обучения.
Анализ уровня сформированности у обучающихся умений, знаний и навыков базового уровня по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру позволяет сделать следующие выводы:
• по литературному чтению у 84% обучающихся;
• по русскому языку у 79%; 
• по математике у 88%.
• окружающему миру 84%;

Анализ результатов мониторинга опубликованы в журнале «Вестник образования в Магаданской области».
В соответствии с требованием стандарта нового поколения в курсовых мероприятиях особое место занимает проблема использования электронных образовательных ресурсов. Образовательная программа «Электронные образовательные ресурсы в образовательной деятельности начальной школы» позволяет практически освоить применение электронных образовательных ресурсов в образовательной деятельности педагога в различных предметных областях. Программа предполагает формирование у слушателей профессиональной компетенции, направленной на грамотное использование ЭОР в урочной деятельности, выраженной в умениях: соотносить содержание ЭОР с образовательной моделью УМК, встраивать ЭОР в систему обучения, реализованную в УМК, проводить мониторинг учебной деятельности в информационной образовательной среде.
Для слушателей в рамках курсовых мероприятий проводятся мастер-классы по использованию технологических карт уроков в начальной школе (это достаточно новая форма разработки конспекта современного урока, в соответствии с требованием нового стандарта). Технологические карты, разработанные на основе технологии развития информационно-интеллектуальной компетентности (ТРИИК), раскрывают общедидактические принципы и алгоритмы организации учебного процесса, обеспечивающие условия для освоения учебной информации и формирования личностных, метапредметных и предметных умений школьников, соответствующих требованиям ФГОС второго поколения к результатам образования.
В обучении категории слушателей «начальные классы» по реализации требований стандарта второго поколения, принимают участие лекторы ИПК ПК, СВГУ, специалисты ЦППРиК, педагоги области, приглашенные специалисты из других регионов нашей страны. Сверх плана ИПК ПК в рамках курсов месячных курсов учителей начальных классов «Современные подходы к обучению в начальной школе в условиях введения ФГОС второго поколения» проведены семинары с приглашением лекторов:
Королевой И.А.. методиста по начальному образованию издательства «Вентана-Граф» по теме: «Система учебников «Начальная школа XXI века» как учебно-методический ресурс для достижения требований ФГОС НОО»;
Макаренко Е.А.. доцента кафедры педагогики ПИ СВФУ (г. Якутск), к.п.н., по теме: «Проектные технологии в образовании».
По окончании курсовых мероприятий каждый слушатель получает методические рекомендации, учебно-методические пособия, презентации лекций и практических занятий, проекты уроков всех групп учителей, фото, документы как в электронном, так и в бумажном вариантах. 
ИПК ПК поставил перед собой задачу обучить для работы по ФГОС каждого педагога начальной школы области. Для этого ведется пофамильная статистика прохождения курсовых мероприятий учителями области. Для подведения итогов работы по накопительной системе на каждого учителя оформлены зачетные книжки.
Б) Введение ФГОС основного и среднего общего образования.
В 2013 году активизировалась работа по реализации ФГОС нового поколения в основной общеобразовательной школе. Для руководителей, зам. руководителя ОУ, учителей-предметников проведено 7 курсовых мероприятий в традиционной форме месячных курсов и проблемных семинаров:
Месячные курсы:
1. «Современные подходы к обучению предметам естественнонаучного цикла в условиях введения ФГОС основного и полного общего образования» для учителей химии и биологии;
2. «Управление образовательным учреждением в условиях введения ФГОС нового поколения» для руководителей и зам. руководителя ОУ по УВР;
3. «Актуальные проблемы преподавания курса ОБЖ в условиях введения ФГОС второго поколения: отбор содержания, технологии обучения» для преподавателей ОБЖ;
4. «Современные подходы в обучении иностранному языку в условиях введения ФГОС основного общего образования» для учителей иностранного языка;
5. «Современные подходы к обучению русскому языку и литературе в условиях введения ФГОС нового поколения» для учителей русского языка и литературы;

Проблемный семинар «Профессиональная компетентность учителя технологии в условиях реализации ФГОС второго поколения» для учителей технологии.
Вне плана повышения квалификации по заявке департамента образования администрации Магаданской области организованы месячные курсы «Современный образовательный менеджмент: управленческая деятельность в условиях внедрения ФГОС» для руководителей органов управлением образованием и ОУ с приглашением к.п.н., профессора кафедры экономики оборазования МИОО (г. Москва) Е.В. Губановой;

На всех месячных курсах независимо от тематики в соответствии с планом повышения квалификации в обязательном порядке преподаватели кафедры Развития образовательных систем (РОС) читали лекции и проводили практические занятия на темы, связанные с современной государственной политикой в сфере образования. Рассматривались проблемы введения ФГОС второго поколения, качества образования, духовно-нравственного воспитания, психолого-педагогические особенности личности учителя и учащихся и др. 

В рамках накопительной системы в 20I3 г. для работы по ФГОС учителя-предметники, педагоги всех категорий прошли обучение по 21 модулю, обучено 343 чел.
1. «Психолого-педагогическое сопровождение ФГОС второго поколения» (12чел.) педагоги - психологи. 
2. «Совершенствование культуры речи как компонент повышения коммуникативной компетентности педагога» (8 чел.) для педагогов всех категорий.
3. «Организация внеурочной деятельности школьников в рамках реализации ФГОС второго поколения» (11 чел.) педагоги всех категорий.
4. «Использование ресурсного центра в образовательном процессе» (12 чел.)
педагоги всех категорий.
5. «Развитие творческих способностей учащихся средствами мультимедийных технологий» (10 чел.) педагоги всех категорий.
6. «Эффективное использование интерактивных и мультимедийных технологий» 
(10 чел.) педагоги всех категорий.
7. «Эффективное использование АРМ учителя и обучающихся» (16 чел.)
педагоги всех категорий
8. «Реализация идей стандартов второго поколения в учебнике физики» (11 чел.) учителя физики.
9. «Методика подготовки педагога к аттестации» (12 чел.) педагоги всех категорий.
10. «Эффективное использование интерактивных и мультимедийных средств в образовательном процессе» (18 чел.) педагоги всех категорий.
11. «Самообразование как компонент индивидуальной образовательной программы» (12 чел.) педагоги всех категорий.
12. «Автоматизация библиотечной деятельности. Электронные школьные библиотеки» (28 чел.) работники школьных библиотек.
13. «Организация проектной деятельности учащихся» (27 чел.).
14.«Психолого-педагогическое сопровождение ФГОС второго поколения» (22 чел.).
15.«Особенности преподавания музыки и ИЗО в условиях реализации ФГОС второго поколения» (14 чел).
16.«ЭОР в преподавании русского языка и литературы в рамках требований ФГОС второго поколения» (14 чел.).
17. «Создание электронного портфолио педагога» (12 чел.).
18. «Итоговая аттестация учащихся в 9 и 11 классах по математике» (11чел.).
19. «Использование ЭОР в преподавании истории и обществознания в рамках требований ФГОС второго поколения» (11 чел.).
20. «Инновационное развитие учреждения в рамках введения ФГОС ООШ» (два модуля по 36 час.) (23 чел.).
21. «Практика введения и реализации ФГОС общего образования» (36 час.) (49 чел.) для руководителей всех видов и типов ОО, резерва управленческих кадров.

Проведены дополнительно:
1. «Автоматизация библиотечной деятельности. Электронные школьные библиотеки» (28 чел) для работников школьных библиотек.
2. «Развитие творческих способностей учащихся средствами мультимедийных технологий» (10чел) для педагогов всех категорий.
3. «Эффективное использование интерактивных и мультимедийных технологий» (10 чел) для педагогов всех категорий.
4. «Инновационное развитие учреждения в рамках введения ФГОС ООШ» (два модуля по 36 час.) (23 чел.) для руководителей всех видов и типов ОУ.
5. «Практика введения и реализации ФГОС общего образования» (36 час.) (49 чел) для руководителей всех видов и типов ОУ, резерва управленческих кадров.

Современную школу нельзя представить без использования ИКТ: мультимедийные средства и компьютерные технологии – краеугольный камень новых стандартов. В 2013г. повысили квалификацию по информационно-коммуникативным технологиям - 259 педагогических работников области различных категорий, (из них 87 чел. из районов), объем часов - 879. Для 97 учителей общеобразовательных школ проведены следующие семинары: 
-5 проблемных семинаров «ИКТ в образовательном процессе» для педагогов всех категорий на базе МБОУ «СОШ № 29» г. Магадана, МБОУ «СОШ № 7» г. Магадана, МБОУ «СОШ № 2» г. Магадана, средней школы п. Стекольный Хасынского района, а также для педагогов дополнительного образования на базе ИПК ПК.
-проблемный семинар «Методика использования мультимедийных технологий в образовательном процессе» для педагогов всех категорий на базе МКОУ «ОСОШ» г. Магадана.

Качество обучения слушателей курсов ПК обусловлено высокой профессиональной подготовкой лекторского состава. Осуществлено сотрудничество с учеными из СВГУ г. Магадана (32чел., из них 23 кандидаты наук, 3 доктора); 
г. Москвы – 8 чел. (преподаватели АПК и ППРО - 3 чел.: к.п.н. Савченко К.В., д.п.н. Воронина Г.В., д.п.н. Сумнительный К.Е., МИОО - к.п.н., профессор кафедры экономики образования Губанова Е.В., сотрудники НИУ ВШЭ – 2 чел. (к.ю.н. Матвеев В.Ю., Ломов А.И.), методисты издательства «Вентана-Граф» - 2 чел.) ;
г. Якутска – 8 чел. (преподаватели СВФУ– 3 чел.; АОУ РС (Я) ДПО «Институт развития образования и повышения квалификации им С.Н. Донского II» - 5 чел.). 
г. Благовещенска Амурской области - 2 преподавателя ГОАУ ДПО «АОИРО»;
г. Петрозаводска - преподаватель Карельской государственной педагогической академии (к.п.н. Макоедова Г.В.)

К обучению слушателей привлекаются другие опытные вузовские преподаватели, педагоги-победители конкурсов различного уровня, заслуженные работники образования, инновационно работающие учителя. 

Осуществлялось повышение квалификации преподавателями и методистами ИПК ПК. В 2013 году прошли обучение в г. Москве на базе Института стратегических исследований РАО 4 специалиста ИПК ПК.

2. Организация работы с одаренными детьми и молодежью в рамках Концепции российской национальной системы выявления и развития молодых талантов и с учетом введения ФГОС.
ИПК ПК продолжает принимать участие в организации данного направления повышения квалификации педагогических кадров: 
- вопросы работы с одаренными детьми были затронуты в ходе курсовой подготовки учителей-предметников;
- организация на базе ИПК ПК однодневного семинара «Одаренные дети» (октябрь) (присутствовало свыше 70 чел.). 

3. О готовности введения предмета «Основы религиозных культур и светской этики».
В рамках внедрения новых стандартов образования в начальной школе ввели предмет «Основы религиозных культур и светской этики».
В феврале-марте 2013 года ИПК ПК принял участие в федеральном проекте «Основы религиозных культур и светской этики», региональным координатором которого был Биробиджанский институт развития образования. По данному проекту проведены очно-заочные курсы объемом 144 часа. В дистанционном режиме методисты ИПК ПК организовали проведение обучения по заочной форме объемом 72 часа, очно проведен проблемный семинар (72 час.) с приглашением лектора из АПК и ППРО (г. Москва). Свидетельства получили 33 человека, педагоги всех категорий.

4. Аттестация педагогических кадров.
Существенную роль в повышении качества образования играет аттестация педагогических кадров. ИПК обеспечивает её организационно-методическое сопровождение: 
1). В 1-м полугодии 2013г проведены два модуля в рамах накопительной системы «Методика подготовки педагога к аттестации» для зам. директоров по УР (12 чел.) и «Самообразование как компонент индивидуальной образовательной программы» для педагогов всех категорий (12 чел.). 
2). Научно-методический потенциал сотрудников ИПК ПК был востребован в качестве председателей и членов экспертных групп при проведении аттестации педагогических работников на установление соответствия занимаемой должности, уровня квалификации первой и высшей квалификационной категорий: в 2013 года 9 методистов (Разгоняева Л.Ю., Сорокина Т.Ю., Тихонова Н.М., Виноградова Н.Н., Гилязова И.Н., Колоусова А.С., Еаранова В.В., Кузьменко Л.Д.. Кошевая Н.И.) приняли участие в аттестации 60 чел. Также нашими методистами обучены члены экспертных групп по предметам естественнонаучного цикла, общественных дисциплин, начального и дошкольного образования в количестве 52 чел. Представители ИПК активно участвует в работе ГАК.
4). В учебном процессе на курсовых мероприятиях были реализованы разработанные нашими специалистами методические материалы по аттестации. Помимо тематических модулей в ходе месячных курсов и проблемных семинаров были проведены лекции по подготовке к аттестации для учителей иностранного языка, ОБЖ и др.
В связи с модернизацией образования увеличиваются требования к современному учителю, к качеству его подготовки. Этим объясняется изменение сроков межаттестационного периода: вместе пяти лет они сокращаются до трех лет. Издание нового закона «Об образовании в РФ» требует принятия большого количества локальных актов, регламентирующих статьи закона. 
Вместе с тем, несмотря на интенсивную работу в течение последних лет, существуют проблемы в организации повышение квалификации по введению ФГОС ООО. 
1. В 2013 году мало востребованы вебинары. Это объяснятся как техническими возможностями средств связи, так и организационными, и психологическими факторами. Технически проведения вебинара с Москвой в режиме «on line» затруднительно плохими условиями прохождения сигнала в сети «Internet» (частые остановки, исчезновение звука или изображения), разницей во времени (самое раннее начало вебинара по московскому времени 10.00 часов, обычно начинается в 12 .00 и позже). На данный момент форма вебинара часто игнорируется педагогами, так как сообщаются уже известные сведения.
2. Загруженность педагогов в учебном процессе, отсутствие взаимозаменяемости из-за наличия педагогических вакансий. Поэтому руководители неохотно отправляют учителей на курсы ПК в учебное время, ищут причины, чтобы не отправлять совсем.
3. Отдаленность ряда районов от областного центра и большие финансовые расходы на оплату проезда и проживания. Этим в том числе объясняется отставание Северо-Эвенского района, несоблюдению сроков прохождения ПК его педагогами: из 12 учителей начальных классов на 01.10.2013 года прошли ПК по введению ФГОС 5 человек, что составляет 41,7 %.

Задачи института по повышению квалификации работников образования в условиях реализации ФГОС 
на 2014-2015 гг.:
1. Продолжить работу по повышению эффективности курсового обучения, совершенствуя формы и технологии обучения в условиях введения ФГОС.
2. Совместно с органами образования добиться 100% прохождения повышения квалификации по введению ФГОС учителями начальных классов ( до 2015 года). 
3. Обеспечить поэтапное опережающее обучение по вопросам реализации ФГОС педагогов других уровней образования с учётом сроков их введения. 
4. Обеспечивать участие лекторов из научных центров РФ в повышении квалификации педагогов нашей области;
5. Продолжить проведение курсовой подготовки в районах области и на базе образовательных организаций. 
6. Шире использовать индивидуальные консультации для педагогов области по вопросам реализации ФГОС.
7. Продолжить издание методических рекомендаций, опыта внедрения ФГОС, результатов инновационной педагогической деятельности в педагогических изданиях.
8. Обеспечить повышение квалификации специалистов института в ведущих центрах ДПО (г. Москве, г. С-Петербург, странах СНГ).