Институт развития образования и повышения квалификации педагогических кадров
ПРОЕКТ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ КАФЕДРЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ (РОС) МО ИПК ПК НА 2009 -2012 ГГ.
+7(4132) 62-30-13
685000, г. Магадан, ул. Якутская, д. 67 Б
9:00-17:30

ПРОЕКТ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ КАФЕДРЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ (РОС) МО ИПК ПК НА 2009 -2012 ГГ.

 Пояснительная записка.
Кафедра «Развитие образовательных систем» (РОС) является структурным подразделением МО ИПК ПК, создана в 2000 г. 
Главные направления в рабооте кафедры:
• совершенствование теоретической подготовки педагогических работников
и руководителей образовательных учреждений, органов управления образованием по вопросам педагогики и психологии;
• ознакомление обучающихся с новыми педагогическими системами и
технологиями, с опытом использования достижений современной психолого-педагогической науки и практики.
• выработка умений творчески использовать полученные на курсах знания в
учебно-воспитательной и управленческой деятельности.

Программа развития кафедры - это документ, представляющий единую, целостную модель совместной деятельности сотрудников кафедры и в целом института. Она определяет стратегию совершенствования системы повышения квалификации педагогических и руководящих работников образования.
Структура документа, его объем определены целями развития и инновационными явлениями в образовательной системе региона.

Цель Программы:
Определение общей стратегии развития кафедры, ее роли и места в образовательной сфере института в соответствии с потребностями социума и отдельной личности.
На основании цели Программа предполагает:
• организацию и осуществление научно - методической и исследовательской деятельности по актуальным проблемам образования в Магаданской области;
• ознакомление слушателей курсов с современными достижениями психолого - педагогической науки культуры и образования;
• содействие в активном овладении знаниями и умениями организации учебно - воспитательного процесса, принятия нестандартных решений в условиях интеграции образования;
• развитие умения педагогов ориентироваться в современной научно -педагогической и психологической информации;
• всестороннее развитие демократизации и гуманизации учебного процесса. Основная кафедральная тема на 2009 - 2012 гг.
«Развитие профессиональной компетентности педагога на основе личностно - ориентированного обучения».
Общая кафедральная тема предполагает:
• разработку учебных блоков-модулей по данной проблеме для курсов и семинаров;
• исследование данной проблемы в научных работах;
• включение в программу повышения квалификации разработанные блоки - модули;
• подготовка научных публикаций в сборники и журналы;
• проведение семинаров по теме кафедры.

Структура Программы развития кафедры.
МОДУЛЬ 1. Ресурсное обеспечение Программы. 
МОДУЛЬ 2. Краткий анализ деятельности кафедры. 
МОДУЛЬ 3. Концептуальные основы деятельности кафедры. 
МОДУЛЬ 4. Основные этапы реализации Программы развития кафедры.

Модуль 1. Ресурсное обеспечение Программы.
1.1. Нормативно - правовой основой Программы являются
• Закон РФ «Об образовании;
• Постановление правительства РФ № 610;
• Устав ГОУ ДПО МО ИПК ПК;
• Положение о ГОУ ДПО МО ИПК ПК;
• Положение о кафедре РОС;
• Годовой план работы МО ИПК ПК.

1.2. Кадровое обеспечение Программы согласно штатному расписанию следующее:
- заведующий кафедрой - 1 ст.;
- доцент кафедры - 3 ст.;
- старший преподаватель - 1 ст.;
- лаборант - 1 ст.
Совершенствование образовательного процесса направлено на повышение уровня профессиональной компетентности профессорско - преподавательского состава. Осуществление данного процесса реализуется следующим образом:
- обучение в аспирантуре (докторантуре);
- повышение квалификации на курсах АПК и ПРО МО РФ;
- самообразование.

1.3. Научно-методическое обеспечение Программы предполагает наличие:
• научно - методического обеспечения решения важнейших проблем системы образования в Магаданской области;
• организацию и проведение исследований;
• совершенствование системы и механизмов прогнозирования повышения квалификации с учетом потребностей региона и отдельной личности;
• использование новых образовательных технологий и методов обучения педагогов;
• применение технических средств обучения.
1.4. Программно-методическое обеспечение:
• учебн -тематические планы и программы обучения слушателей;
• результаты анкетирования в связи с переходом на накопительную систему повышения квалификации педагогов области;
• информацию о профессиональных затруднениях, запросах и интересах работников образования области;

Модуль 2. Краткий анализ деятельности кафедры.

Деятельность кафедры нацелена на организацию теоретической, методической и практической подготовки педагогических работников и руководителей образовательных учреждений области.

Содержание образования месячных курсов всех категорий педагогических работников регулярно обновляется, корректируется. Преподаватели при проведении занятий с обучающимися, наряду с традиционными, использовали активные формы обучения: проблемные лекции, семинары - практикумы, деловые, ролевые игры, конференции, работа в малых группах, круглые столы, тренинги и др.
Качество обучения изучалось посредством итогового анкетирования, тестирования, бесед с методистами - организаторами курсов и результатов зачетов, экзаменов. В основном, слушатели положительно оценивают работу преподавателей. Кроме обеспечения учебного процесса кафедрой осуществлялась научная, методическая, консультационная и внедренческая работа. Каждым преподавателем запланирована и осуществляется опытно - экспериментальная и научно - исследовательская деятельность. Результатом проведенной исследовательской работы стали многочисленные публикации в форме научных статей, программ, учебников, методических и учебных пособий, выступлений на научно - практических конференциях.

Модуль 3. Концептуальные основы деятельности кафедры.
Согласно теориям развития образовательных систем, образование - сложная открытая система, реагирующая на стремительно меняющуюся социально культурную ситуацию в стране, а также влияющая на нее сама. Кафедра развития образовательных систем, как структурная образовательная единица ИПК, является саморазвивающейся системой, в которой образовательный процесс постоянно совершенствующаяся модель взаимодействия: «слушатель - преподаватель»,
«слушатель - слушатель», «методист - преподаватель», «преподаватель -преподаватель» и т. д. Наиболее эффективные технологии в обучении взрослых:
• личностно - ориентированное обучение;
• вариативность содержания образования, форм, способов его получения, сроков освоения его;
• субъектно - личностное взаимодействие участников процесса повышения квалификации;
• интерактивные формы и методы обучения и воспитания;
• проблемное обучение;
• информационно - коммуникативные технологии обучения и воспитания.

Стратегические приоритеты кафедры

В сфере научной деятельности:
• введение фундаментальных научных исследований на уровне последних достижений педагогики, психологии, управления в содержание повышения квалификации педагогических кадров;
• мотивация преподавателей кафедры в проведении научных исследований, обучения в аспирантуре, докторантуре;
• оснащение кафедры современным оборудованием и средствами получения оперативной информации;
• повышение квалификации преподавателей кафедры по проблемам педагогики, психологии, управления в образовании;
• участие в работе российских, региональных, областных научных конференциях;
• связь кафедры с научными региональными центрами и образовательными учреждениями города, области, как условие функционирования системы непрерывного образования.

В сфере образовательной деятельности:
• создание условий для активного участия всех преподавателей кафедры научных исследованиях и внедрения результатов в учебный процесс;
• оперативное внесение изменений в содержание образовательные программ в соответствии с требованиями инструктивных документе)! вышестоящих организаций и в соответствии с пожеланиями обучающихся.
• совершенствование качества профессионального образования с использованием современных научно - методологических и организационно - содержательных подходов к образованию взрослых.
• ознакомление с опытом использования достижений современной психолого - педагогической науки в практике отдельных педагогов и педагогических коллективов с новыми педагогическими системами и технологиями;
• выработка умений у слушателей творчески использовать полученные на курсах знания в учебно - воспитательной и управленческой деятельности.
• создание условий для удовлетворения личностно - ориентированных, профессиональных и общекультурных образовательных потребностей педагогов, для роста их профессиональной и личностной компетентности.
• переход к новым формам повышения квалификации путем разработки блочно - модульной системы.
• предоставление слушателям права выбора содержания образования и создание:
- активной образовательной среды;
- равноценность прямой и обратной связи;
- резонансное возбуждение внутренних потребностей;
- равноправный диалог участников образовательного процесса. 

Модуль 4. Основные этапы реализации Программы.
Данный модуль предполагает:
• этапы и направления реализации Программы;
• подготовка преподавателей кафедры к реализации Программы;
• материально - техническая база для реализации Программы.

1 ЭТАП. Теоретическое освоение проблем, отраженных в сферах научной образовательной деятельности.
Этап включает:
• разработку плана реализации Программы развития кафедры РОС;
• подготовку сотрудников к реализации Программы;
• подбор и анализ преподавателями соответствующей литературы, ее изучение;
• анализ и разработку проектов изменения содержания образования;
• отработку условий и соответствия материально - технической базы для реализации Программы.
Сроки: январь 2009 г. - сентябрь 2009 г.

2 ЭТАП. Внедрение и реализация Программы деятельности.
Этап включает:
• обновление и корректировку содержания профессионального дополнительного образования в объеме нагрузки кафедры;
• укрепление и развитие материально - технической базы;
• обеспечение промежуточного анализа и оценки эффективности деятельности преподавателей кафедры, внесение своевременных корректив.
Сроки: октябрь 2009г. -март 2012г.

3 ЭТАП. Анализ и оценка результативности реализации Программы.
Этап включает:
• оценку эффективности реализации Программы;
• определение проблем, препятствующих достижению ожидаемого результата;
• выработка стратегии дальнейшего развития кафедры.
Сроки: апрель 2012г. - август 2012г.