Институт развития образования и повышения квалификации педагогических кадров
ОТЧЕТ О РАБОТЕ КАФЕДРЫ РОС МО ИПК ПК ЗА 2010-2011 УЧЕБНЫЙ ГОД
+7(4132) 62-30-13
685000, г. Магадан, ул. Якутская, д. 67 Б
9:00-17:30

ОТЧЕТ О РАБОТЕ КАФЕДРЫ РОС МО ИПК ПК ЗА 2010-2011 УЧЕБНЫЙ ГОД

 

Отчет о работе кафедры РОС МО ИПК ПК за 2010-2011 учебный год

• При составлении годового отчета руководствовались:
• Годовым планом МОИПКПК;
• Миссией МОИПКПК;
• Программой развития кафедры РОС;
• Планом кафедры РОС МОИПКПК на 2010 – 2011 учебный год;
• Журналом учета выполнения преподавателями аудиторной нагрузки. 

Основные направления работы кафедры в 2010-2011 уч. году
1. ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ
1.1. Создавать условия для развития творческой активности каждого обучающегося и всей группы в целом.
1.2. Совершенствовать дидактическое и методическое оснащение образовательного процесса. 
1.3. Способствовать мотивации к самообразованию и саморазвитию.
1.4. Обеспечивать достижение оптимально положительных результатов образовательного процесса на занятиях.
2. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ОБЛАСТЬ.
2.1. Продолжать проведение теоретических исследований и опытно – экспериментальной работы по теме: «Развитие профессиональной компетентности педагога на основе личностно – ориентированного обучения» 
2.2. Проводить научную экспертизу учебных программ, учебников, образовательных проектов, педагогического опыта учителей и других специалистов образования. 
2.3. Осуществлять научную консультативную помощь по проблемам образования педагогам, осуществляющим научно – исследовательскую и опытно – экспериментальную деятельность.
2.4. Преподавателям кафедры разрабатывать учебно-методические пособия, издавать научные публикации по различным вопросам образования. 
НАУЧНО – МЕТОДИЧЕСКАЯ ОБЛАСТЬ:
3.1. Разрабатывать УТП программы проблемных курсов и модульных.
3.2. Разрабатывать лекции и другие формы по организации учебного процесса.
3.3. Разрабатывать диагностические материалы для мониторинга профессиональной компетентности педагогов в учебном процессе.
3.4. Разрабатывать тестовые задания, направленные на развитие профессиональной компетентности педагогов.
3.5. Участвовать в работе методических семинаров института.
Об основных итогах работы кафедры
В истекшем 2010-2011 учебном году деятельность кафедры обеспечивалась следующим составом: 
Всего физических лиц – 7 человек
Из них – педагогов – 6
лаборант - 1
Штатные преподаватели
• 1. Труфанова Л.А., зав. кафедрой, доцент кафедры, кандидат педагогических наук - 1.5 ставки
• 2. Крайкина Ю.Н., ст. преподаватель кафедры – 1ставка;
• 3. Богачева Е.А., лаборант кафедры -1ставка.
Штатные совместители
• 1. Радовская А.И., доцент кафедры, кандидат педагогических наук заслуженный учитель школ РФ 0,5 ставки; 
• 2. Баранов Г.П., доцент кафедры, заслуженный учитель школ РФ; 0,5 ставки, 
• 3. Каранова В.В., доцент кафедры, кандидат психологических наук, доцент; 0,5 ставки; 
• 4. Шантина Э.Д., доцент кафедры, кандидат педагогических наук, доцент, заслуженный учитель школ РФ; 0,5 ставки, 
• Вакансия 0,5 ставки.
Аудиторная нагрузка составила 830 часов.
Было заявлено 21 поток месячных курсов, 2 проблемных семинара 819 часов; 7 модулей по накопительной системе повышения квалификации на 144 часа. 
Состоялись: 
• 18 потоков месячных курсов;
• 2 проблемных семинара;
• 2 модуля.
Для обеспечения качества обучения преподавателями разработано новое содержание образования, мультимедийные презентации, используется аудио, видео оборудование, демонстрационный и раздаточный материалы. 
Итоговые анкеты слушателей свидетельствуют, что занятия , проводимые преподавателями кафедры проводятся на профессиональном уровне, разработанные учебные планы и программы, отмечаются как достаточно полные, содержательные. 
Однако в работе по направлению повышения квалификации существует ряд проблем, которые преподаватели решают в силу своей компетентности.
Постараюсь озвучить только некоторые: зачастую у педагогов отсутствует психологический настрой на обучение, нежелание и неготовность выступать в роли ученика, неумение отвлечься от своих служебных обязанностей, на период прохождения курсовой подготовки, а поэтому наблюдается неприемлемый, командный тон, поза, поведение в целом. А это результат, прежде всего, рассеянного внимания на занятиях, неумения сосредоточиться, принять точку зрения лектора, ученого, нежелания вникнуть в проблему, боязнь оказаться в роли неуспевающего учащегося.
Решая эти проблемы, члены кафедры подготовили несколько психолого - педагогических модулей в рамках накопительной системы повышения квалификации. В соответствии с ними преподаватели будут акцентировать внимание на современные образцы мышления, коммуникации, рефлексии, в целом на изучение психологии, поскольку это необходимо для осознания инновационных подходов в работе с учащимися, в условиях новых государственных стандартов образования.
План командировок по кафедре составил 21 день (Труфанова Л.А.-11 дней, Крайкина Ю.Н. – 10 дней.) 
Преподавателями кафедры организованы и проведены 2 потока проблемных семинаров (кураторы Труфанова Л.А., Крайкина Ю.Н.) и 2 модуля (кураторы Труфанова Л.А., Крайкина Ю.Н.) 
Общая кафедральная тема: 
«Развитие профессиональной компетентности педагога на основе личностно-ориентированного обучения»
По теме ведется эксперимент.
В этом учебном году был организован констатирующий эксперимент: на базе СОШ №4 и ДОУ №33. Проведено диагностическое обследование педагогов (Крайкина Ю.Н., Труфанова Л.А.).
В качестве диагностического материала использовалось 6 разнообразных анкет для выявления у педагогов профессиональной, социально – личностной компетентности и т. д. 
Подводя итоги можно сделать следующие выводы: 
По уровню саморазвития педагоги оценивают себя высоко; 
Основные педагогические качества достаточно сформированы;
Вместе с тем:
Среди «западающих качеств», требующих дополнительного внимания следует выделить: уравновешенность, инициативность, требовательность, чувство юмора, чувство такта, самоконтроль и др. качества связанные с недостаточным уровнем развития психологической компетентности педагога.
Препятствующие саморазвитию факторы связаны с недостаточным умением распределять ресурсы (время, внутренние ресурсы – выносливость, напряжение и т.п.), а также с особенностями психологического климата в педагогическом коллективе, что тоже свидетельствует о недостаточном развитии психологической и социально-коммуникативной компетентности педагогов.
Среди стимулирующих саморазвитие факторов особо выделены возможности самообразования, а также значимость психологической поддержки со стороны руководителя и коллег;
Мотивация профессиональной деятельности низкая, доминирует отрицательная мотивация (избегание критики и неудач), это также может быть связано с отсутствием должного уровня развития социально-психологической и профессиональной компетентности.
Уровень социально-коммуникативной компетентности педагогов преобладает низкий и средний. 
По итогам проведенного констатирующего эксперимента с педагогами экспериментальных образовательных учреждений были проведены преподавателями Труфановой Л.А. и Шантиной Э.Д., Крайкиной Ю.Н. семинары. 
Для дальнейшей работы в проведении эксперимента составлен проект плана с распределением обязанностей всех членов кафедры. С планом преподаватели познакомились на заседании кафедры.
Программа формирующего эксперимента включает:
- Организацию и проведение курсовых и модульных мероприятий по теме исследования.
- Проведение научно – практических семинаров.
- Проведение тренингов.
- Организация «круглых столов», дискуссий в экспериментальных ОУ.
- Программа контрольного эксперимента предусматривает:
- Проведение научно-практической конференции.
- Выпуск методических рекомендаций с описанием проведенного эксперимента.
Проведено расширенное заседание кафедры с приглашением руководителей экспериментальных ОУ, на котором руководители подробно ознакомились с организационными вопросами проведения эксперимента, результатами констатирующего этапа и мероприятиями по повышению квалификацию педагогов – экспериментаторов по данной проблеме. Намечены основные пути дальнейшей экспериментальной работы по единой кафедральной теме.
По теме проводимого эксперимента подготовлены и изданы следующие публикации:
Труфанова Л. А. «Совершенствование профессиональной компетенции педагога в условиях реализации предшкольного образования» ВО №12; «Повышение профессиональной компетентности педагога на основе личностно – ориентированного обучения» ВО №11.
Индивидуальные темы НИР в рамках проводимого эксперимента
Труфанова Л. А. «Научно-теоретические основы компетенции как критерии качества дошкольного образования».
Крайкина Ю. Н. «Социально-коммуникативная компетентность педагога». 
По данным темам проведено диагностическое исследование слушателей, подготовлены статьи к изданию.
Одновременно с общим кафедральным экспериментом, каждый преподаватель ведёт научно-исследовательскую деятельность по ранее определенным ими темам. 
Труфанова Л.А.: «Формирование нравственно – эстетического отношения к окружающей действительности детей 5 – 7 лет (Крайний Северо – Восток России)»; 
Крайкина Ю.Н.: «Синдром эмоционального выгорания педагогов ОУ»;
Радовская А. И. «Формирование профессиональной компетентности педагогов в рамках введения ФГОС (третьего поколения)»;
Баранов Г.П.: «Повышение эффективности биологического образования посредством реализации регионального компонента»; 
Каранова В.В.: «Андрогогические основы ПК педагогов»; 
Шантина Э.Д.: «Интегрированная работа над словом в синтезе школьных дисциплин гуманитарного и естественно – математического циклов». 
В течение года преподавателями кафедры подготовлено 9 публикаций в различные региональные и другие сборники.
В настоящее время опубликовано 9 статей (Труфанова - 3, Радовская А.И. – 2, Шантина – 1, Крайкина Ю.Н.- 1, Каранова В. В.– 2.
В печати находится 4 статьи (Шантина Э.Д. -2, Крайкина Ю.Н.- 1, Труфанова Л.А.- 1);
Отредактированы И-А вестники №12 – 10.7 п.л., №13 – 13.5 п.л. доцентом Радовской А.И. 
Преподавателями кафедры готовились вопросы на заседания Ученого Совета (Радовская А.И., Каранова В.В., Труфанова Л.А., Шантина Э.Д., Крайкина Ю.Н.), организовывали работу «круглых столов» по ФГОС, участвовали в «Форуме пед.инноваций» (Радовская А. И., Каранова В. В.).
Высокую активность проявили преподаватели в организации и проведении установочной конференции по теме: «Развитие системы непрерывного образования» совместно с Северо – Восточным федеральным университетом имени Аммосова г. Якутска.
В Рождественских чтениях участвовали почти все преподаватели. Труфанова Л.А. была руководителем секции.
В областном конкурсе ПЕДАГОГ 2011года членами большого и малого жюри являлись Радовская А.И., Баранов Г.П., Каранова В.В., Шантина Э.Д.
материалы конкурса на Лучшего педагога проанализировали Труфанова Л.А.- 26 работ;
Шантина Э.Д.- 25 работ.
В этом учебном году с педагогами города Магадана обсуждался новый Законопроект, преподавателями кафедры проведена большая подготовительная и организаторская работа (Радовская А.И., Каранова В.В., Труфанова Л.А., Шантина Э.Д.)
В работе кафедры в этом учебном году отмечались определённые трудности. С октября на кафедре отсутствует ставка преподавателя. Осуществить взаимозаменяемость не всегда представлялась возможность по причине специфики преподаваемой дисциплины. 
Не все аудитории снабжены техническими средствами обучения. 
На кафедре нет ни одного современного компьютера, работаем в 2003 офисе, установить офис 2007 невозможно. (Компьютеры старые, часто зависают, сеть «Интернет» не открывается). 
Нет множительной техники (принтер, сканер, ксерокс и др.) для проведения анкетирования, тестирования, обработки материалов и т.д. 
Почти все работники кафедры длительное время не повышают свою квалификацию в РАПКПКРО.
В следующем году планируем:
продолжить работу по теме кафедрального эксперимента;
составить общие модульные программы по вопросам развития образования с целью обновления его содержания и систематизации обучения.
Предложения
Укрепить кафедру кадровыми, материально-техническими ресурсами;
Рассмотреть вопрос об обучении преподавательского состава; 

Отчет подготовлен: зав. Кафедрой Труфановой Л.А. 15.06.2011г.