Институт развития образования и повышения квалификации педагогических кадров
ОБ ИТОГАХ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОГАУДПО «ИПК ПК» ЗА ПЕРВОЕ ПОЛУГОДИЕ 2014 ГОДА
+7(4132) 62-30-13
685000, г. Магадан, ул. Якутская, д. 67 Б
9:00-17:30

ОБ ИТОГАХ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОГАУДПО «ИПК ПК» ЗА ПЕРВОЕ ПОЛУГОДИЕ 2014 ГОДА

 

Об итогах научно-методической деятельности МОГАУДПО «ИПК ПК» за первое полугодие 2014 года

 

 

Научно-методическая деятельность Института осуществлялась в соответствии с государственным заданием Министерства образования и молодежной политики Магаданской области и была ориентирована на решение задач, обеспечивающих:

  1. Научно-методическое сопровождение реализации региональной программы «Развитие образования в Магаданской области» и инновационной деятельности в системе образования на основе:
  • региональных сетевых социально-образовательных проектов: «Социально активное образовательное учреждение», «Внедрение ФГОС нового поколения в начальной школе, ООО, учреждениях профобразования», «Интерактивная школа», «Ответственное родительство» и др.;
  • деятельности областных экспериментальных, базовых и федеральных стажировочных площадок для практического освоения педагогическими и руководящими работниками передового инновационного опыта по приоритетным направлениям развития образования.
  1. Совершенствование региональной системы дополнительного профессионального образования, обеспечивающей инновационное развитие  системы образования Магаданской области на основе:
  • отработки персонифицированной модели повышения квалификации работников образования с использованием системно-деятельностного, компетентностного подходов к развитию содержания, организационных форм дополнительного профессионального образования, обеспечивающих интерактивное обучение;
  • разработки и внедрения системы непрерывного педагогического образования с целью содействия профессиональному становлению педагогических работников.

Основными задачами научно-методической деятельности Института являются:

1) совершенствование региональной модели непрерывного образования педагогических и руководящих работников системы образования для управленческой, научно-методической, педагогической, инновационной и экспериментальной деятельности;

2) научно-методическое сопровождение устойчивого инновационного развития  региональной системы образования;

3) развитие многоуровневой регионально-муниципальной методической службы через совершенствование форм методической;

4) научно-методическое сопровождение реализации Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного, начального, основного общего образования, профессионального образования;

5)содействие внедрению профессиональных стандартов педагога с целью обеспечения соответствия работников современным квалификационным требованиям.

Научно-методическая и исследовательская работа Института в январе – июне 2014 года была направлена на сопровождение развития системы образования Магаданской области и основывалась на ФЗ РФ «Об образовании» (статья 20 Экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования) и Приказе Министерства образования и науки РФ «Об утверждении Порядка формирования и функционирования инновационной инфраструктуры в системе образования».

В областной системе функционирует преемственная сеть областных инновационных площадок: 7 экспериментальных, 1 стажерская и 1 базовая площадок.

Преподаватели института осуществляют активное взаимодействие с инновационными площадками, руководят их деятельностью, обеспечивают процесс непрерывного повышения квалификации педагогических работников региона.

Большинство дополнительных профессиональных программ, реализуемыех в Институте, носит характер инновационного проектирования, что позволило участвующим в них педагогам активнее осваивать современные инновационные педагогические технологии. Для организации ПК по актуальным проблемам инновационного развития использовался инновационный потенциал площадок и ресурсных центров (ДОУ №13 г. Магадана, СОШ п. Усть-Омчуг, СОШ п. Ола, СОШ с УИОП №4 г. Магадана, СОШ №29 г. Магадана, ДДЮТ и др.). Учитывая огромный потенциал инновационных образовательных учреждений и опыт лучших учителей, в институте необходимо возродить опыт организации стажировок в ходе обучения по дополнительным рофессиональным программам.

Для обеспечения эффективности работы с педагогическими кадрами предлагается разработать и внедрить технологию повышения квалификации учителей, которые имеют низкие результаты по ГИА и ЕГЭ.

Также необходимо разработка такой структуры курсов ПК, которая позволяла бы выстроить индивидуальную траекторию повышения квалификации для каждого слушателя не только для обеспечения качества образования, но и его дальнейшего развития в межкурсовой период через организацию системной адресной методической работы на муниципальном уровне.

Необходим мониторинг деятельности Института по реализации дополнительных профессиональных программ через оценку слушателями качества обучения, а именно через оценивание каждого проведенного занятия.

Сегодняшний уровень развития информационно-коммуникационных технологий, используемых в Институте, способствует созданию современных условий для качественной организации процесса повышения квалификации. Вместе с тем необходимо активизировать работу по внедрению дистанционных образовательных технологий, а именно начать разработку электронных образовательных ресурсов: учебных материалов, электронных учебников. Также необходимо использование ресурса системы видеоконференцсвязи. К сожалению, в первом полугодии 2014 года не были проведены курсы с использованием дистанционных образовательных технологий.

Обеспечивая непрерывное повышение квалификации, преподаватели и методисты Института в межкурсовой период провели с января по июнь 2014 года 84 методических мероприятия, в которых приняло участие 521 работник образования области.

Анализ результатов показал, что педагогические работники высоко оценили проведенные мероприятия. Большинство методических мероприятий носили практико-ориентированный характер и были направлены на совершенствование и формирование новых компетентностей работников образования, прежде всего по проблемам готовности к внедрению ФГОС нового поколения, подготовки обучающихся к ЕГЭ и ГИА, реализации системно-деятельностного подхода в процессе обучения с использованием современных технологий. Практически все мероприятия реализованы с использованием ИКТ и электронных средств обучения на разных этапах их подготовки и проведения.

В зависимости от содержания методических затруднений педагогов проведено более 90 индивидуальных и групповых консультаций. В методической работе Института активно использовался опыт школ и педагогов – победителей ПНПО прошлых лет и этого года. В рамках реализации ПНПО в Магаданской области организованы и проведены установочный семинар-практикум для участников конкурса (77 человек), экспертиза материалов конкурса (27 материалов).

Надо отметить, что одной из эффективных форм обмена инновационным опытом, методической поддержки является создание коммуникативной площадки в форме  профессиональных сообществ. Необходимо инициировать работу сетевых сообществ педагогов и проводить обучающие семинары, консультации, форумы, Интернет-конференции, вебинары, конкурсы по актуальным вопросам образования.

В целях обобщения и трансляции опыта педагогов на сайте Института необходим раздел «Эффективный педагогический опыт Магаданской области», на котором могли быть размещены материалы по следующим категориям: статьи, авторские видеопрезентации, открытые мероприятия, методические разработки, инновационные площадки.

Короткие информационные сообщения и заметки о предстоящих мероприятиях, о значимых событиях в жизни Института и областной системы образования регулярно размещаются  на сайте Института. Надо отметить, что сайт должен регулярно обновляться, должны размещаться актуальные новости, тесты, статьи, исследования, фото- и видеоматериалы и другие полезные данные.

В целях информационного сопровождения инновационной деятельности педагогических и руководящих работников образовательных учреждений, распространения их инновационного педагогического опыта Институтом осуществляется издание информационно-аналитического вестника «Образование в Магаданской области». В первом полугодие издан один номер.

Качество научно-методической работы обеспечивается тем, что в Институте на постоянной основе работают 5 кандидатов наук, а количество приглашенного остепененного профессорско-преподавательского состава составляет 51%.

Специалисты Института систематически повышают уровень своей профессиональной компетентности в различных формах: научно-методологический, вебинары с использованием дистанционных образовательных технологий, самообразование, участие в научно-практических конференциях различного уровня: гг. Магадан, Челябинск, Москва, Новосибирск, Прага. Так, с января по июнь 2014 году повышение квалификации в разных формах (курсы, вебинары, участие в научно-практических конференциях) прошли 5 человек.

Одним из средств развития методологической культуры преподавателя в Институте является ежегодный научно-методологический семинар, на котором рассматриваются актуальные вопросы методологии образования. В 2014г. на семинаре по теме «Современные педагогические технологии реализации ФГОС» обсуждались вопросы: технология организации учебного процесса в соответствии с требованиями ФГОС; технология формирования универсальных учебных действий; технология оценки достижения планируемых образовательных результатов; технология достижения образовательных результатов с использованием современных средств обучения; технология проектирования урока в современной информационной образовательной среде; способы формирования и оценки универсальных учебных действий; технология развития критического мышления; технология проблемного обучения. По итогам работы семинара планируется издание коллективной монографии «Современные педагогические технологии реализации ФГОС».

Одним из показателей научно-исследовательской деятельности Института является публикация преподавателями научных и учебно-методических работ. Преподаватели института публикуют статьи в сборниках научных трудов конференций. Общее количество публикаций - 8. Была опубликована статья и издании международного уровня. Таким образом, преподавателям института необходимо усилить свою публикационную активность.

            К сожалению, за отчетный период Институтом не были выпущены печатные издания из-за отсутствия финансирования.

Необходимо улучшение условий для осуществления производственного полиграфического процесса, требуется приобретение нового оборудования, благодаря которому расширятся возможности по оперативному тиражированию, а также изготовлению продукции на клеевой основе журнального варианта.

Институтом осуществляется сотрудничество с научными центрами, институтами дополнительного профессионального образования РФ, профессиональными сообществами педагогов (ВОО «Ассоциация учителей истории и обществознания» с обсуждением концепции УМК по истории, историко-культурного стандарта).

Проведены мониторинги учебных достижений выпускников начальной школы: разработаны КИМы для школ, реализующих ФГОС, и для школ, не являющимися пилотными площадками.

Разработаны методические материалы: для областного конкурса профмастерства по профессии «Автомеханик», для областного конкурса по лучшей методической разработки преподавателей УНПО «Славные традиции, храня», «Методика разработки рабочих учебных планов по профессиям НОПО и специальностям СПО в соответствии с требованиями ФГОС», «Методические материалы участникам конкурса «Педагог года», методическое рекомендации по реализации мероприятий Федеральной целевой программы «Русский язык». Метапрограмма «Слово» и методические рекомендации к ней отправлены в научную школу А.В.Хуторского (г.Москва)

Специалисты Института активно участвовали в жюри регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников (по химии), областного конкурса «Педагог года», областной илимпиада по информатике среди студентов СПО, первой городской командной олимпиаде по информатике, школьных научных конференций.

Отмечая достаточно высокий объём проведенных мероприятий по научно-методическому сопровождению, надо отметить, что для оптимизации названного направления Института необходимо системное проведение мониторинговых исследований состояния системы образования, анализ выявленных проблем и определения приоритетов перспективного развития системы образования.