Институт развития образования и повышения квалификации педагогических кадров
	 ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОБОБЩЕНИИ АКТУАЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ В 2015-2017 Г.Г.
+7(4132) 62-30-13
685000, г. Магадан, ул. Якутская, д. 67 Б
9:00-17:30

ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОБОБЩЕНИИ АКТУАЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ В 2015-2017 Г.Г.

 Информация об обобщении актуального педагогического опыта на региональном уровне в 2015-2017 г.г.

 

 

Российское общество предъявляет в настоящее время серьезные и обоснованные требования к образованию и его результатам. Современная государственная образовательная политика особое внимание обращает на профессионализм педагогических работников, что особо отражено в профессиональном стандарте педагога, компетентность которого является его обязательной характеристикой.

 

     Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 годы актуализирует задачу, которая обеспечивает «,,,внедрение и распространение новых моделей образовательных организаций, технологий реализации образовательных программ всех видов и уровней, обновление моделей и механизмов управления образованием…» (1, с 35). Значение актуального (передового, эффективного) педагогического опыта в реализации данной задачи ФЦПРО не вызывает сомнений.

 

    Педагогический опыт, являясь традиционным понятием педагогической науки, пережил различные этапы становления, включающие как взлет интереса, так и разочарование педагогов. В начале  XXI  века лучший опыт, инновационные образовательные практики, доказавшие свою успешность, приобретают новые смыслы и новое содержание. Роль выявления, поддержки и распространения эффективных образовательных практик педагогов и целых педагогических коллективов определена, постоянно уточняется на государственном уровне и заключается в создании условий, необходимых для достижения качественно нового уровня образования. Национальная система учительского роста  - еще одно подтверждение необходимости пересмотра  в подходе к педагогическому опыту. Ведь педагог, обобщающий свой опыт, должен владеть приемами исследования, анализа, обобщения.

 

    Работа с педагогическим опытом – одно из основных направлений методической деятельности, обеспечивающее создание гибкой, целенаправленной ,эффективной системы повышения квалификации педагогических и руководящих кадров и направленное на интенсивное развитие и высокое качество образования. Обобщение опыта – неотъемлемая часть методической работы. Методическое описание опыта является итоговой стадией обобщения опыта, его материальным (документальным) выражением.  Описание опыта – это методический продукт. Современной задачей описания педагогического опыта является представление уровня профессиональной компетенции педагога, которая состоит из профессиональных знаний, умений и навыков, освоенных профессиональных способов деятельности (профессиональных компетентностей) и субъектной позиции педагога как профессионала, выражающейся в умении ставить цели и решать задачи своей профессиональной деятельности, выбирать тактику и стратегию профессионального поведения, предполагающего «личностное развитие и совершенствование педагога».

 

         По данному направлению в региональной системе образования Магаданской области создан эффективный ресурсный задел. Актуальный педагогический опыт имеет важное  значение при совершенствовании профессионально-педагогической компетентности, поэтому МОГАУ ДПО «ИРОиПКПК» выявляет, анализирует и обобщает АПО  педагогов области. Авторские разработки публикуются на страницах  информационно-аналитического вестника «Образование  в Магаданской области», подробное описание  обобщенного опыта работы педагогов Магаданской области  имеется в электронных вариантах банка данных (каб.№ 200), которым может воспользоваться любой педагог образовательной организации Магаданской области.

 

     



2015 год

Тема опыта

Аннотация

Рекомендации
(протокол и дата обобщения)

1

Воспитание толерантности – одна из основ гуманизации образования

Воспитание культуры толерантности должно осуществляться по формуле: «родители + дети + учитель».. О такой работе и рассказывается в опыте классного руководителя Ермаковой И.А.

Воспитывая толерантность, учитель должен являть собой образец толерантного поведения. Только при таком условии он сможет добиться ощутимых результатов. Ключевая роль в воспитании толерантности, миролюбия, уважения принадлежит семье.

Рекомендуется классным руководителям и организаторам по внеклассной  воспитательной работе

(протокол УС от 18.03.2015 № 1)

2

Дифференцированный подход на уроках производственного обучения для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

В опыте подробно раскрываются различные методы и приемы, способствующие качественной подготовке учащихся с особыми образовательными потребностями и ОВЗ. Дифференцированный подход в обучении способствует развитию чувства успешности, положительной динамики мыслительных процессов, формированию профессиональных и общих компетенций.

Рекомендуется для широкого применения мастерами производственного обучения других образовательных учреждений СПО

(протокол УС от 18.03.2015 № 1)

3

Использование приемов социо - игрового стиля во внеклассной и внеурочной работе.

В описании  опыта представлены направления работы классного руководителя с использованием социо-игровой педагогики, отдельные разработки занятий и более сотни игр различной направленности. Выполнена условная классификация игр в зависимости от их практического применения. В описании социо - игрового взаимодействия нет точных указаний и рекомендаций, есть опора на сотрудничество и взаимодействие всех участников учебно-воспитательного процесса.

Представленный опыт, теоретические и практические материалы можно широко применять так же в условиях, не привязанных к учебным и воспитательным программам, в летних лагерях, в детских садах, при осуществлении внеурочной работы.

(протокол УС от 18.03.2015 № 1)

4

Реализация целостной системы развития классного коллектива с 1 по 11 класс как важное условие успешной самореализации и личностного саморазвития каждого ученика в соответствии с моделью выпускника гимназии

В работе предложен авторский подход к решению проблемы формирования модели выпускника гимназии, описаны не только традиционные, но и инновационные формы и  методы работы с учащимися для формирования субъект-субъектных взаимоотношений между всеми участниками образовательного процесса: учащимися-родителями.

Рекомендовано для классных руководителей и родителей обучающихся

(протокол УС от 02.11.2015 № 3)

5

Нетрадиционные методы обучения как средство развития творческих способностей обучающихся профессионального образования

Автор опыта показывает, как можно развивать творческие способности, формировать у обучающихся профессиональные и надпрофессиональные компетенции. Материал содержит анализ игровых технологий, которые автор применяет в своей работе. Ценность опыта в том, что эффективные  игровые формы, методы, приемы обеспечивают высокий уровень образованности, реализуют прогрессивные тенденции развития, обучения и воспитания.

Опыт представлен для профессиональных образовательных учреждений

(протокол УС от 18.03.2015 № 1)

6

Проофриентационные возможности работы классного руководителя в 9-11 классах

Автор данного опыта в своей работе раскрывает возможности работы классного руководителя в области профориентации старшеклассников.

Профориентация будет в школе эффективна, если в ней будут принимать участие сразу три педагога – педагог-психолог, учитель - предметник (общество-ведческого цикла) и классный руководитель. Опыт работы учителя показал, что работа классного руководителя должна быть направлена на формирование профессионального самоопределения, а если таковое у учащихся устойчиво сформировано – на коррекцию и закрепление профессионального выбора.

Рекомендовано для классных руководителей, заместителей директора по ВР,  педагогам-психологам

(протокол УС от 18.03.2015 № 1)

7

Методические основы разработки использования цифровых образовательных ресурсов при преподавании истории, обществознания

Автор рассматривает   разнообразные методы повышения эффективности преподавания учебных дисциплин «История» и «Обществознание», а также предлагает разработанные методические подходы для разработки цифровых образовательных ресурсов (ЦОР), которые могут выступать эффективным средством для продолжения формирования УУД учащихся, и также приемы и технологии, применяемые для формирования познавательных УУД на уроках литературного чтения.

Рекомендуется учителям истории и обществознания. (протокол УС от 18.03.2015 № 1)


2016 год

Тема опыта

Аннотация

Рекомендации 
(протокол и дата обобщения)

1

Использование технологии WEB –квест на уроках производственного обучения как способ активизации учебной деятельности студентов

В описании своего опыта  автор раскрывает применение в процессе обучения технологии WEB –квест. WEB –квест – это интерактивная учебная деятельность, которая отличается от простого поиска информации в сети Интернет. Технология дает возможность соединить различные информационные ресурсы новыми способами, сделать образовательный процесс интересным для студентов, способствует формированию профессиональных и общих компетенций.

Рекомендуется для широкого применения мастерами производственного обучения других образовательных учреждений СПО. (протокол УС от 15.03.2016 № 1)

2

Активные методы обучения как способ активизации познавательной деятельности студентов с целью формирования профессиональных компетенций

В данном опыте  описаны формы и методы работы с обучающимися, которые использует автор в работе со студентами при формировании у них профессиональных компетенций, повышает активизацию обучающихся. Ценность опыта в том, что активные методы обучения обладают высоким мотивационным потенциалом и обеспечивают качество и эффективность образовательного процесса.

Опыт представлен для профессиональных образовательных учреждений

(протокол УС от 15.03.2016 № 1)

3

Формирование умственных действий с помощью интерактивных приемов – основа самообразования учащихся

Опыт содержит описание системы работы педагога на основе использования оптимального сочетания интерактивных приемов и методов обучения. Опираясь на идеи теории формирования и развития умственных действий учащихся (Талызина Н.Ф., Гальперин П.Я.) и принципы системно-деятельностного подхода, учитель представляет систему интерактивных приемов, заданий, упражнений, практикумов, направленных на формирование и развитие умственных действий учащихся, что способствует их интеллектуальному развитию и успешности процесса самообразования в области ИКТ.

Опыт может быть интересен и полезен учителям информатики, учителям других предметов, родителям, владеющим ИКТ на уровне пользователя ПК. (протокол УС от 13.12.2016 № 4)

4

Современные подходы к обучению английскому языку в начальной школе как залог успешного развития мышления и формирования у учащихся учебно-познавательной мотивации в условиях  введения ФГОС  второго поколения

Одной из самых трудных проблем, с которыми сталкиваются учителя,- это отсутствие у учащихся мотивации. Представленный опыт является в целом удавшимся решением проблемы обучения учеников начальной школы с использованием современных образовательных технологий в начальной школе, как в урочной, так и  во  внеурочной деятельности.

Опыт  может быть рекомендован к использованию учителями английского языка в муниципальной системе образования для реализации урочной и внеурочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС НОО

(протокол УС от 15.03.2016 № 1)

5

Формирование навыков здорового образа через применение здоровьесберегающей технологии на уроках спецдисциплин

Ценность опыта в том, что проблема применения здоровьесберегающих технологий является актуальной, так как она способствует сохранению и укреплению здоровья студентов и является важным для всего общества, поскольку лишь здоровые люди в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом. Материал содержит анализ здоровьесберегающей технологии, которые автор применяет в своей работе.

Опыт представлен для профессиональных образовательных учреждений. Дает возможность сохранить здоровье студента на всех этапах его обучения. 

(протокол УС от 13.12.2016 № 4)

6

Опыт использования современных технологий в обучении детей с нарушением слуха и речи

В опыте описывается применение современных инновационных технологий в коррекционной работе с детьми дошкольного и школьного возраста, имеющими нарушения слуха и речи, позволяющих повысить эффективность образовательного процесса.

Данный опыт рекомендован для использования педагогам дошкольных и школьных образовательных учреждений: учителям-дефектологам, учителям-логопедам, воспитателям, педагогам-психологам, музыкальным руководителям, а также родителям, воспитывающим детей с речевыми нарушениями.

(протокол УС от 15.03.2016 № 1)

7

Социализация учащихся «группы риска» объединения «Фермер» МБООДО «ЦДТ п. Ягодное» посредством исследовательской деятельности

В описанном опыте подробно раскрыты методы работы с детьми «группы риска». В процессе трудового воспитания развиваются умения поисково-исследовательской деятельности, в ходе которой проявляется повышение уровня их общеинтеллектуальных умений и навыков, что способствует социализации детей и подростков в школьном коллективе.

Рекомендуется  для широкого применения в объединениях эколого-биологической направленности учреждений дополнительного образования.

(протокол УС от 15.03.2016 № 1)

8

Использование мобильных телефонов учащихся для повышения мотивации к изучению географии

Представленный опыт работы раскрывает поэтапную последовательность внедрения технологии использования мобильных телефонов учащихся для выполнения домашних заданий по географии с целью формирования УУД  учащихся, повышения их интереса к изучению географии и повышению качества обучения по предмету

Опыт работы предназначен для учителей-предметников образовательных организаций независимо от преподаваемого предмета и возраста учащихся, может быть интересен методическим службам разного уровня и руководителям образовательных организаций, реализующих требования ФГОС и внедряющих новые технологии, направленные на повышение качества образования.

 (протокол УС от 15.03.2016 № 1)

9

Информационно-коммуникативные технологии как средство активизации познавательной деятельности обучающихся

Опыт раскрывает принцип применения информационно-коммуникационных технологий как средства активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках спецдисциплин. Актуальность темы опыта в том, что, повышая мотивацию обучающихся посредством приемов использования ИКТ в обучении, преподаватель создает психолого-педагогические условия для самореализации, самосовершенствования личности студента; создает ситуацию успеха, обеспечивает комфортное самочувствие, взаимопомощь студентов.

Опыт предназначен для ознакомления и применения в работе преподавателями общеобразовательных и профессиональных образовательных учреждений.

(протокол УС от 13.12.2016 № 4)



2017 год

Тема опыта

Аннотация

Рекомендации 
(протокол и дата обобщения)

1

Культурологический компонент в преподавании предметов гуманитарного цикла и во внеурочной деятельности – важное условие духовно-нравственного развития учащихся

Авторы данного педагогического опыта описывают аспекты использования культурологического компонента на уроках литературы, русского языка, истории, обществознания и во внеурочной деятельности, который играет важную функцию в образовательном пространстве гимназии. Он реализуется через интеграцию факультатива «Основы православной культуры» с учебными предметами гуманитарного цикла.. Данная педагогическая технология имеет особенное значение для углубленного литературного образования, способствует полноценному восприятию духовно-нравственных ценностей через изучение культуры и истории Древней Руси, отраженных в произведениях, ставших литературными памятниками.

Данный опыт может быть использован в общеобразовательных учреждениях на уроках истории, литературы, ОПК, ОРКСЭ, факультативных занятиях по предметам гуманитарного цикла и во внеурочной деятельности.

(протокол УС от 22.02.2017 № 1)

2

Формирование фонематических процессов у детей дошкольного возраста с ОВЗ

Данный опыт посвящен изучению, своевременной коррекции, формированию фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста, имеющих ограниченные возможности здоровья.

Опыт является репродуктивным, так как имеются уже известные научные и методические известные  достижения передового педагогического опыта в данной области. В опыте присутствуют и новые разработки. Составлено перспективно-тематическое планирование (приложение № 3),  представлены конспекты занятий (приложение № 1), направленных на формирование фонематических процессов у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивных групп для детей с нарушениями речи, имеющими задержку психического развития либо легкую умственную отсталость.

Данный опыт работы может использоваться учителями-логопедами и воспитателями  дошкольных образовательных учреждений, в которых имеются комбинированные группы для детей с ограниченными возможностями здоровья (детей с нарушениями речи, имеющими задержку психического развития или легкую умственную отсталость).

(протокол УС от 09.11.2017 № 3)

3

Многообразие форм работы со сказкой для развития связной речи дошкольников в образовательной деятельности учителя-логопеда

Опыт работы педагога представляет собой систему педагогических мероприятий со старшими дошкольниками по использованию разнообразных форм работы со сказкой, направленных на речевое развитие воспитанников. Данный опыт актуален в период введения ФГОС дошкольного образования.

Может быть использован учителями-логопедами, осуществляющими образовательную деятельность в группах дошкольных образовательных организаций различной направленности

(протокол УС от 22.02.2017 № 1)

4

Надпредметный курс «Мир деятельности – средство для проведения мониторинга и формирования УУД в условиях реализации ФГОС НОО второго поколения

Данный опыт раскрывает деятельность с детьми начальных классов по формированию универсальных учебных действий, которые играют ведущую роль в развитии личности обучающихся согласно требованиям ФГОС.В опыте работы сформированы результаты мониторинга за 3 года, которые подтверждают эффективность использования методики формирования УУД средствами курса «Мир деятельности» в образовательном учреждении. В ходе эксперимента проведена апробация образцов заданий по формированию, диагностике и контролю личностных, метапредметных и предметных результатов ФГОС и интегративных качеств школьников, представленных ФГТ на основе авторской образовательной системы деятельностного метода обучения Л.Г. Петерсон.

Опыт предназначен для учителей начальных классов, работающих в начальных классах по внедрению ФГОС второго поколения

(протокол УС от 09.06.2017 № 2)

5

Выявление и развитие творческих способностей у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях школы-интерната как одно из условий их дальнейшей социализации

Ведущая педагогическая идея опыта - создание оптимальных условий для развития творческих  способностей детей-сирот в условиях закрытого учреждения, способствующих достижению их успехов в той или иной сфере деятельности. Автор раскрывает пути создания условий для полного раскрытия творческого потенциала    детей в условиях школы-интерната, которые имеют психические отклонения, различную степень умственной отсталости, и  инвалидами.

Опыт работы может быть использован в работе педагогов инклюзивного образования, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья. 

(протокол УС от 09.06.2017 № 2)

6

Формирование генеалогической культуры школьников как средство их приобщения к духовным, общенациональным ценностям

Опыт работы на тему «Формирование генеалогической культуры школьников как средство их приобщения к духовным, общенациональным ценностям» представлен педагогом дополнительного образования МАУ ДО «Детский экологический центр» Еленой Игоревной Дорогой, призером II областного конкурса «Сердце отдаю детям» в рамках конкурса «Педагог года Магаданской области - 2017».

            В опыте работы представлены материалы, являющиеся результатом последовательного и углубленного изучения автором проблемы формирования генеалогической культуры школьников, приобщения их родителей и других родственников к изучению истории семьи.

Данный опыт может быть использован педагогами дополнительного образования, учителями, как со стажем, так и молодыми специалистами. Материалы опыта могут быть использованы в различных образовательных учреждениях с обучающимися разных возрастных групп; при организации классно-урочных занятий, занятий в системе дополнительного образования, факультативных занятий, независимо от определенного учебно-методического комплекта. 

(протокол УС от 09.11.2017 № 3)

7

Использование танцевально-двигательной терапии в работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ

Возникновение опыта связано с появлением большого количества детей с ОВЗ, в том числе с умственной отсталостью разной степени тяжести на территории Магаданской области. 

Новизна опыта заключается в применении мной танцевально-двигательной терапии в работе педагога-психолога при обучении детей с ОВЗ, в том числе детей с интеллектуальными нарушениями. В  разработке программ для проведения психо-коррекционных занятий с применением танцевальных и ритмических движений с использованием полифункционального оборудования сенсорных комнат и без него.

Рекомендовано для использования педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

(протокол УС от 09.11.2017 № 3)

8

Системно – деятельностный подход при обучении информатике и специальных дисциплин как способ формирования общих и профессиональных компетенций студентов

Автор  работает над данной темой в течение пяти лет и считает, что использование системно – деятельностного подхода при обучении способствует организации процесса обучения, в котором на первый план выдвигается проблема самоопределения обучаемого на уроке и во внеклассной деятельности.

В работе рассматривается вопрос организации современного урока с точки зрения системно-деятельностного подхода, затрагивается сущность и идея этого подхода в обучении, выделяются компоненты и принципы реализации данного подхода.

Учитывая, что ФГОСы концептуально основаны на усилении практической направленности обучения, автором, как инновационный метод, был выбран деятельностный подход.

Материал может использоваться преподавателями учебных заведений при подготовке и проведении уроков по информатике, информационным технологиями специальных дисциплин.

(протокол УС от 22.02.2017 № 1)

9

Использование метода глобального чтения в работе с дошкольниками сложной структурой дефекта

В опыте описывается применение современных инновационных технологий, , позволяющих повысить эффективность образовательного процесса, в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, имеющими тяжелые множественные нарушения развития.

Данный опыт работы рекомендован для использования педагогам дошкольных образовательных учреждений: учителям-дефектологам, учителям-логопедам, воспитателям, педагогам-психологам, а также родителям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья

(протокол УС от 09.06.2017 № 2)

10

Развитие связной речи младших дошкольников с ОВЗ с использованием мнемотехники и арт-терапии в ходе НОД по развитию речи

Данный опыт Мидько Марины Валентиновны раскрывает возможности использования приёмов арт-терапии и мнемотехники  в НОД дефектолога с детьми младшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Излагается специфика их применения в коррекционно-развивающей работе. Педагог объединяет приёмы арт-терапии и мнемотехники, что создаёт стойкую мотивацию, способствует коррекции отдельных психических процессов, позволяет разнообразить виды деятельности, способствует интенсивному развитию связной речи.

Данный материал может быть использован учителями-дефектологами, логопедами, воспитателями в группах детей младшего дошкольного возраста как с ограниченными возможностями здоровья, так и с нормой развития.

(протокол УС от 09.11.2017 № 3)

11

Развитие одаренных учащихся через систему подготовки их к региональному  и заключительному этапам Всероссийской олимпиады школьников по экологии

В  своем  описании опыта автор раскрывает работу с одаренными учащимися по экологии, показывает алгоритм подготовки школьников к олимпиадам регионального и заключительного этапов. В работе представлены авторские программы спецкурсов по экологии, методическое пособие «Организация исследовательской деятельности школьников», банк заданий региональных и Всероссийских олимпиад по экологии, собранный в период с 2000 по 2006 годы.

Данный педагогический опыт адресован учителям-предметникам естественного цикла.

(протокол УС от 09.06.2017 № 2)

12

Использование интегративных форм взаимодействия учащихся для формирования их социальной активности, коммуникативной и информационной компетентностей

Автор Ходунова Татьяна Юрьевна, учитель русского языка и литературы, классный руководитель 8 класса МАОУ «Лицей № 1 имени Н. К. Крупской» г. Магадана. Победитель муниципального конкурса «Педагог года – 2016» в номинации «Самый классный классный».

Представленный опыт работы основан на идее реализации воспитательных событий, раскрывает технологию использования современных интерактивных форм взаимодействия учащихся во внеклассной работе с целью формирования их социальной активности, коммуникативной и информационной компетентностей.

Опыт работы предназначен для классных руководителей независимо от преподаваемого предмета и возраста учащихся, может быть интересен методическим службам разного уровня и руководителям образовательных организаций, реализующих требования ФГОС и внедряющих новые технологии, направленные на повышение качества воспитательной работы.

 (протокол УС от 22.02.2017 № 1)

13

Развитие творческих способностей младших школьников на уроках окружающего мира средствами современных педагогических технологий

В работе рассматривается создание условий для развития познавательной и творческой деятельности учащихся и влияние познавательной и творческой деятельности на качество знаний.

Ценность опыта состоит в том, что эффективные формы, приемы и методы работы обеспечивают высокий уровень мотивации и развитие творческой активной личности. Работа опирается на личностно-ориентированные развивающие педагогические технологии. Новизна опыта заключается в изменении подходов к организации учебно-воспитательного процесса: творческое взаимодействие учителя и учащихся, исходя из принципов сотрудничества и сотворчества с опорой на индивидуальные особенности учащихся.

Данный опыт работы может быть использован учителями начальных классов  на уроках окружающего мира, педагогическая деятельность которых направлена на развитие творческого потенциала учащихся, разделяющие идеи вариативного развивающего образования.

 (протокол УС от 22.02.2017 № 1)